Успенский собор - Звенигородский государственный музей-заповедник
Успенский собор

Звенигородский Успенский (Рождественский) собор – уникальный по сохранности памятник раннемосковского зодчества. Будучи изначально посвящен Рождеству Богородицы, храм является древнейшим из сохранившихся памятников победе в Куликовской битве, состоявшейся в день этого праздника. Собор – первый из трех сохранившихся до нашего времени соборов, построенных Звенигородским князем Юрием Дмитриевичем.

Собор представляет собой кубическую одноглавую постройку с тремя алтарными апсидами с восточной стороны. Храм стоит на высоком цоколе. Западный, северный и южный фасады собора членятся на три прясла лопатками и полуколоннами. Углы храма декорированы пучками из трех вертикальных тяг, которые вместе с фасадными полуколоннами завершаются капителями. В нижних ярусах центральных прясел названных фасадов устроены перспективные порталы, к которым ведут широкие крыльца. По центру фасадов проходит трехленточный резной пояс. Тремя резными лентами украшена также верхняя часть барабана.

В верхних ярусах северного и южного фасадов сделано по три окна с наличником в виде валика с килевидным завершением. При этом центральные окна выше боковых. Во втором ярусе западного фасада также есть два боковых окна, но вместо центрального большого окна сделано небольшое окно-розетка. Устройство центрального окна здесь было невозможно ввиду того, что на его месте в стене существует выход на хоры с внутристенной лестницы. Аналогичное, меньшее по размеру, окно-розетка, вопреки симметрии, сделано по северному краю нижнего яруса северного прясла западного фасада. Оно освещает северный марш внутристенной лестницы.

На восемь фасадных и четыре угловых капители первоначально были положены водометы. По краям водометов от капителей устремляются вверх 12 фасадных обрамленных архивольтами закомар с килевидными завершениями. Ярусом выше по углам устроены четыре диагональные закомары. Еще выше на постаменте поставлен барабан с узкими арочными окнами. Низ барабана украшен восьмью кокошниками, которые, по аналогии с членением фасадов, начинаются от капителей с невысокими полуколонками. Перекличка очертаний архивольтов порталов, закомар и кокошников прежде подчеркивалась рядами малых кокошников, выстроенных по верху апсид и кромке барабана. Барабан увенчан шлемовидным куполом.

Мы уже видели, что в некоторых элементах структуры собора (окнах, пряслах и закомарах фасадов) прослеживается принцип трехчастности, причем центральный элемент всегда выделятся бόльшими размерами. Также несоразмерны по масштабу и три апсиды собора: центральная сделана значительно больше боковых. Она имеет три узких длинных окна, у боковых апсид – по одному окну, причем эти окна уже традиционно ниже окон центральной апсиды.

Успенский собор, в сравнении с другими сохранившимися раннемосковскими памятниками, уникален как в отношении оригинальности композиции и виртуозности своего художественного решения, так и в отношении мастерства каменотесной техники, которой владели его строители. Звенигородский собор – единственный цельно сохранившийся объект этой передовой бригады зодчих. Другие памятники, созданные этими мастерами, – церковь Рождества Богородицы (1394) и Благовещенский собор (1416) Московского кремля, Никольский собор Можайска (конец XIV – начало XV в.) – сохранились лишь фрагментарно.

Архитектурный тип раннемосковского храма, самым ярким образцом которого является звенигородский собор, по словам Б. А. Огнева, – это храм-воин, «суровый и мужественный, препоясанный широким узорным поясом, в зубчатой эгиде и в шлеме, из-под которого опускается как бы кольчужный налобник из белокаменного резного узорочья». Такой тип храма был символом духовной и национальной самостоятельности.

Алтарь (от латинск. alta и ara – возвышенный жертвенник) – в христианстве – священное место для принесения жертвы Богу, символизирует собой Царствие Небесное. Апсида (от греч. ἁψίς, ἁψῖδος – свод), полукруглый или многоугольный в плане выступ здания. В христианской храмовой архитектуре отмечает алтарь. Архивольт (от латинск. arcus volutus – обрамляющая или закругленная дуга) – выступающее вперед наружное обрамление арочного проема. Закомара (от др.-рус. – свод и греч. ϰαμᾴρα – арка, свод) – в древнерусской архитектуре полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, которое закрывает прилегающий к ней цилиндрический свод, повторяя его очертания.

Комара (др.-рус.) – свод.

Портал (от латинского porta – вход, ворота), в архитектуре – декоративно оформленная рама входа в здание.

Прясло (от др.-рус. – звено изгороди) – часть стены храма, заключенная между двумя полуколоннами, пилястрами или лопатками

Раннемосковское зодчество – комплекс сохранившихся и утраченных сооружений Московского княжества, соответствующий эпохе складывания Русского централизованного государства вокруг Москвы. Периодизация раннемосковского зодчества открывается закладкой в 1326 г. кн. Иваном Калитой первого Московского Успенского собора и завершается обрушением в 1474 г. второго Успенского собора, строительство которого начал митрополит Филипп. Самыми ранними полностью сохранившимися памятниками этой эпохи являются соборы Звенигорода.

Цоколь (от итал. zoccolo – башмак на деревянной подошве) – подножие здания, сооружения, памятника, колонны и т.д., лежащее на фундаменте и выступающее по отношению к верхним частям сооружения.

Афиша и билеты
Версия для слабовидящих