1410-е годы,
известь, темпера
Монашеский чин — фрагмент фресковой композиции с северной части алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря с изображением преподобных Онуфрия Великого, Павла Фивейского, Арсения Великого и Антония Великого
Что сохранилось до наших дней
В настоящее время от первоначальной росписи Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря сохранились изображения преподобных (Монашеский чин), демонтированные с алтарной преграды, два креста и фигуры равноапостольных Константина и Елены, оставшиеся на алтарных столпах, а также фрагмент декорации «полотенца» и текст «летописи» в жертвеннике. Живопись преграды и столпов стала известна в 1913 году, когда при поновлении росписей интерьера собора был разобран иконостас середины XVII в.
Статья Г.И.Вздорнова
Большое влияние на всю историографию, посвященную ранней живописи Рождественского собора, оказала статья о его фресках Г. И. Вздорнова. На основании неизвестного прежде источника XVII в., который перечисляет изображенных на преграде отцов и датирует роспись храма временем великого княжения Юрия Дмитриевича («а та церковь писана в княжение великого князя Георгия»), автор отнес создание росписи алтарной преграды к 1425–1434 гг. и атрибутировал изображения преподобных.
Демонтаж фресок
В 1961 г. иконы иконостаса Рождественского собора, которые скрывали древние росписи, были записаны в собрание Звенигородского музея, а в 1969 г. иконостас был разобран. Благодаря этому вновь доступными для изучения стали и фрагменты фресок на алтарной преграде и столпах.В 1960–1980-х гг. многочисленные акты различных комиссий сообщают об остро аварийном состоянии фресок преграды ввиду отсутствия в храме отопления и вентиляции. Следствием этого стало то, что стенопись преграды стала отставать от кладки и осыпаться. С целью спасения стенописи неоднократно высказывалась мысль о снятии остатков фресок со стены и перенесение их на новую основу. Но демонтаж был осуществлен только в июле 1986 г. сотрудниками ВНИИР В. П. Бурым, Л. Г. Дружининой, Д. И. Ковалевым и И. Н. Петросяном. После снятия и консервации фрагменты штукатурки с изображениями преподобных были переданы в Звенигородский музей.
Изображенные персоналии
От композиции на северной стороне алтарной преграды собора до нас дошли два фрагмента.
. Первый — верхняя часть разной степени сохранности ростовых изображений четырех преподобных отцов, второй — остатки изображений голеней и ступней их ног. От первой с севера фигуры, возможно, Онуфрия Великого, сохранилась только небольшой фрагмент.
Вторая фигура изображает, скорее всего, преподобного Павла Фивейского. Третья может принадлежать преподобному Арсению Великому, а четвертая однозначно преподобному Антонию Великому.
Автор фрески
На протяжении второй половины ХХ в. некоторые ученые высказывались о возможной близости авторской манеры живописи алтарной преграды Рождественского собора с живописью преподобного Андрея Рублева.
В ходе исследования Монашеского чина, проводившегося в 2015 г. В. В. Барановым, эти предположения получили значительное подтверждение: было выявлено технологическое, типологическое и стилистическое сходство памятника со стенописью Владимирского Успенского собора, авторство которой принадлежит иконописцам Даниилу и Андрею Рублеву.