Фильмы режиссера Андрея Тарковского многими причисляются к лучшим кинопроизведениями за все время существования этого вида искусства. Одному из них – завуалировано биографической картине «Андрей Рублев» – как никакой другой стоило сниматься в Звенигороде, ведь именно здесь в большей степени, чем где-либо, сохранились живые свидетели рублевской эпохи. Однако «Андрея Рублева» в основном снимали во Владимире и Суздале – на фоне архитектуры XII и XVI столетий.
Зато в Звенигороде Тарковский снял лучшие кадры следующего своего культового фильма «Солярис». Фильм появился через пять лет мучительной безработицы после запрещения «Рублева» к показу зрителям. Философская драма о любви и предательстве, изобилующая христианскими символами, решена в фантастическом ключе. Главный герой ленты – Крис (Донатас Банионис) – прибывает на космическую станцию, где ученые исследуют мыслящий океан планеты Солярис. На все попытки познать этот океан тот, как разумное существо, отвечает противодействием, раскрывая исследователям их тайные грехи, страхи и кошмары. Вот и к Кельвину на станции является его погибшая жена, которая заставляет вспомнить о его предательстве и приводит его к осознанию преступления и раскаянию.
Фильм снимался в четырех местах: интерьеры космического корабля – на киностудии «Мосфильм», заседание научной коллегии – в здании СЭВ, урбанистические кадры города будущего – в Японии и, наконец, все сцены на природе – в Звенигороде, на восточной стороне горы Сторожи. Мотивацией выбора Звенигорода могло послужить то, что мать режиссера одно время снимала в окрестностях города дачу, где летом отдыхала с детьми.
Место в Звенигороде для дома отца главного героя – Криса Кельвина – было выбрано в июле 1970 г. Декорация дома была построена на берегу старинного пруда Саввино-Сторожевского монастыря, известного по документам еще с XVII в. Дом начали возводить, но не успели достроить до зимы и законсервировали до следующего года. Съемки были возобновлены в марте 1971 г., но декорации не были доделаны даже к августу. Режиссер и съемочная группа жили в монастыре и в съемном доме. Звенигородские кадры снимались в марте, конце августа – первой половине сентября. Затем делается перерыв – съемочная группа уезжает в Японию. Финальная сцена снималась в октябре – по возвращении, когда с деревьев уже совсем облетела листва.
Звенигородская натура была представлена в фильме обворожительно красивой. И в этом заслуга виртуозной операторской работы Вадима Юсова: журчащие воды реки Сторожки, которые колышут зеленые водоросли и несут упавший с дерева листок; приготовленное к осени отцветшее поле, погруженное в дымку августовского утреннего тумана; дырявые листья лопуха; пожелтевшие листья вяза в сентябре; ранний октябрьский снег, припудривший лежащие в воде пруда деревья; мартовские панорамы с вершины Сторожи на заснеженную Саввинскую слободу, которые поставлены в параллель с картиной Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу» (вид от монастыря вниз и правда отдаленно напоминает ракурс этой известной картины).
Красота звенигородских кадров в «Солярисе» словно иллюстрирует утраченный рай на фоне логично мертвого мира, построенного человеком. «Хорошо у вас здесь!» – произносит Бертон, герой Владислава Дворжецкого, который приехал в гости к Кельвинам, а затем вынужден отправиться на автомобиле в бетонные джунгли современного города. В этом основная художественная антитеза кинофильма, иллюстрирующая евангельскую притчу о блудном сыне.
Природа Звенигорода не вошла в список артистов в титрах фильма Андрея Тарковского, хотя свою роль она выполнила великолепно. Впрочем, в любом случае следует поблагодарить известного режиссера за то, что звенигородские пейзажи были по достоинству оценены им и включены в контекст общемировой культуры.