Славянское слово «праздник» происходит от прилагательного «праздный», то есть «пустой», «порожний». Но это вовсе не означает, что праздник – это бессодержательная пустота. Напротив, христианское понятие праздника напрямую связано с ветхозаветным понятием Субботы и заповеди Божией о седьмом дне – дне покоя, освобожденном от труда, забот и суеты ради общения с Богом. Праздник как день воспоминания священных событий – это время, наполненное глубокими духовными смыслами и особое поприще для совершения добрых дел.
Праздник Рождества Христова, предваряющийся сорокодневным Рождественским постом, открывает целую череду праздников: Святки (Святые дни), включающие в себя праздник Нового года (с 1918 года – Старого Нового года), сопряженного с праздником Обрезания Господня и памятью святителя Василия Великого, а также Богоявление Господне, Собор Иоанна Крестителя, Сретение Господне. Постепенно эта праздничная вереница входит в высокосодержательное «предпразднство» Великого поста – три подготовительные седмицы, последняя из которых – седмица Сырная или Масляная. Масленица – последний зимний праздник, воспринимавшийся в народе как проводы зимы.
Зимние праздники в России сочетали в себе различные по своему содержанию традиции –церковные, народные – крестьянские и городские, а также великосветские. Переплетение этих ярких традиций придавало неповторимый колорит русской жизни и русской культуре.
Мы приглашаем в путешествие в мир русских зимних праздников. А поскольку праздники принято встречать в кругу семьи и друзей, то в это путешествие мы отправимся вместе с друзьями Звенигородского музея-заповедника – мастером балета Андрисом Лиепой и коллективом Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, которые взяли с собой в дорогу массу интересных воспоминаний. Эти воспоминания позволят нам глубже познакомиться с богатством традиций праздников русской зимы.