Звенигородский Кремль

Звенигородский кремль (в подлинной терминологии вплоть до конца XVIII века – собственного город) был построен по типу прибрежно-овражных крепостей на одном из холмов высокого левого берега Москвы-реки. Высота холма звенигородской крепости над Москвой-рекой достигает 25 м, а крутизна склонов – 70º. Верхняя площадка городища имеет форму неправильной трапеции, ее общая площадь – 34375 м2. Общая протяженность валов кремля – ок. 800 м. С запада и востока кремлевский холм отделен от соседних холмов глубокие и широкие оврагами, в которых протекают ручей Жерновка и безымянный ручей. С юга к подножию холма подходит русло Москвы-реки.

Первоначально крепость была устроена на этом месте в XII в. Об этом можно говорить на основании археологических раскопок, проводившихся под руководством Б. А. Рыбакова (1943–1945), Ю. А. и Н. А. Красновых (1955–1960), А. А. Юшко (1974–1976, 1986). В 1382 г. Звенигород впервые упоминается в летописях в связи с разорением его отрядами хана Тохтамыша. Второй этап обустройства крепости Звенигорода относится к 1380–1400-м годам, он мог осуществляться одновременно с постройкой в центре города соборной церкви. Такое предположение высказала А. А. Юшко в связи с находкой слоя извести при изучении конструкции западного вала.

С северной, напольной, стороны, которая первоначально была соединена с равнинной территорией, был вырыт ров и насыпан самый высокий вал высотой 8 м. С других сторон валы были значительно ниже. Система фортификации была основана прежде всего на крутизне склонов. Внешняя сторона вала была выложена глиной – для создания эффекта скольжения, затрудняющего подъем по склону. Поверх валов была поставлена невысокая дубовая стена с перпендикулярной перевязью через каждые полтора метра. Внешняя сторона стены была покрыта обожженной глиной, которая должна была защищать стены от огня. Стены, судя по отсутствию срубов, были невысокие и служили в качестве элементврной защиты воинов от стрел. Внутренняя сторона валов была выложена мелким булыжником, облегчавшим защитникам города подъем к стенам. На углах крепости, вероятно, стояли башни, конструкции которых еще не достаточно изучены.

Въезд в город осуществлялся по единственной дороге, которая первоначально начиналась на берегу Москвы-реки, проходила под восточным и северным склонами крепости, а возле северо-западного ее угла поворачивала и начинала подъем уже по склону города. В город дорога входила в северной части восточного вала через воротную башню. Бόльшая часть уникальной средневековой дороги используется для въезда в крепость и сегодня.

В юго-восточной части города, под валом, был вырыт котлован, который должен был служить емкостью для пруда, он должен был снабжать город водой в случае осады. Примерно в середине восточной части вала мог находиться тайный ход в овраг. Этим можно объяснить находящийся здесь провал в валу.

В 1944 г. в юго-западной части крепости Б.А. Рыбаковым были найдены следы ограды детинца, внутри которого мог находиться деревянный княжеский двор (в восприятии авторов XIX в. – «дворéц»). Это был город в городе. На остальной (окольной) территории города располагались деревянные административные и жилые постройки. Небольшая мощность культурного слоя к северу от собора свидетельствует о том, что здесь располагалась городская площадь.

Уже в XVI веке система фортификации Звенигородского кремля оказалась устаревшей, в связи с чем, а также по причине смещения государственных границ, крепость Звенигорода больше не модернизировалась.

Афиша и билеты
Версия для слабовидящих