«Не могу жить в городе безвыездно! Решено завтра ехать искать дачу под Звенигородом»
«Много я видел на свете своих земель и чужих, но краше нашего Дунина нигде ничего не видел».
Пришвин – один из самых известных звенигородских дачников и, пожалуй, первый среди тех, кто наиболее плодотворно перерабатывал материал места в художественные образы. В 1946 г., давно мечтая «о доме с садом и на реке», писатель купил дачу под Звенигородом в деревне Дунино. Дача эта примечательна тем, что до войны у ее прежних владельцев Лебедевых-Критских бывали выдающиеся представители отечественной культуры и науки – скульпторы С. Т. Коненков и А. С. Голубкина, художник П. П. Кончаловский, режиссер Л. А. Сулержицкий, ученый-биохимик А. Н. Бах, врач Д. В. Никитин. После 1915 г. у хозяев проводила летние месяцы революционерка В. Н. Фигнер.
После приобретения у Н. А. Лебедевой-Критской дачи (усадьбы) в Дунине, М. М. Пришвин жил здесь каждый год с ранней весны до поздней осени. В последний раз он уезжал отсюда на московскую квартиру в конце октября 1953 г., менее чем за три месяца до смерти. В Дунине им написаны роман «Осударева дорога», повесть «Корабельная чаща», книга «Глаза земли», рассказы «Москва-река», «Вася Веселкин», «Золотой портсигар», «Лесной хозяин», а также постоянно вел дневник – «главную книгу», на фоне которой, по его собственным словам, все остальное – пустяки, ведь дневник – это источник всех его произведений.
В Дунине Пришвин наслаждался общением с природой, встречая и провожая солнце, ежедневно проводя время в прогулках по лесу, где охотился и постоянно вел заметки. Он посещал окрестные селения, бывал в Звенигороде, на Городке, в Саввине монастыре, в Ершове. В гости к Пришвиным приезжают гости, и тем самым продолжается прежняя традиция дома. Среди дунинских гостей – академик П. Л. Капица, скульпторы С. Т. Коненков и С. В. Лебедева, писатели К. А. Федин и В. В. Иванов, А. Я. Яшин, В. В. Казин, график Г. С. Верейский.
Дунино для последних лет писателя – любимое место, где он построил «дом жизни», в котором он был счастлив. Именно здесь он обрел то, что искал всю жизнь, – «искал того, что у меня было в детстве и что я потерял». Звенигородская природа щедро одаривала мастера «новыми впечатлениями», благодаря которым он буквально сливался с этим местом: «Вижу из Москвы сейчас нашу реку в Дунине… И вижу – это не река. А душа моя, не вода, а радость моя, и не частые льдинки это, а душа это моя покрывается заботами»; «Мы сживаемся с Дуниным и делаем из него мало-помалу родину». «Дунино» стало для Пришвина метафорой Жизни или, по словам его супруги, превратилось в «образ жизни или жизнеощущение».
После ее кончины, согласно завещанию, в 1979 г. усадьба переходит в ведение Государственного литературного музея.