Музей находится на территории Саввино-Сторожевского монастыря

ВРЕМЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ:
понедельник - выходной
вторник - пятница, воскресенье - с 10-00 до 17-00 (касса до 16-30)
суббота - с 10-00 до 18-00 (касса до 17-30)
В ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ МУЗЕЙ РАБОТАЕТ:
вторник - пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30)
Суббота с 10.00 до 19:00 (касса до 18:30)
knopkazakeksk

Саввинские чтения 2014

18 декабря Звенигородский музей организовал очередную, девятую по счету, конференцию «Саввинские чтения», посвященную истории Звенигорода, его архитектурных памятников и художественного наследия, а также различным аспектам изучения прошлого связанного с ним региона. Конференция традиционно проводится в день памяти преподобного Саввы Освященного – через день после памяти соименного ему звенигородского святого. Ее программа строится по принципу движения от докладов, посвященных ранней тематике, к современности.

Самой ранней темой в этом году стала тема, заявленная сотрудником Звенигородского музея археологом Алексеем Алексеевым и посвященная погосту Рождества Христова на Верхнем посаде. Территория погоста с местом утраченного в начале XVII века в годы Смуты храма был обследован археологом в нынешнем году. В ходе исследования им были найдены ряд уникальных для Звенигорода белокаменных резных надгробий XIV – XVI вв., лучшие из которых поступили в собрание музея.

Второй блок докладов был посвящен реставрации и изучению фресок звенигородских соборов. Сотрудницы Межобластного научно-реставрационного и художественного управления Полина Тычинская и Анна Попова рассказали об итогах реставрационных работ 2009–2013 годов на фресках рубежа XIV–XVвеков в Звенигородском Успенском соборе и 2011–2012 годов в Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря. Заведующий отделом реставрации темперной живописи Государственного научно-исследовательского института реставрации Виктор Баранов подвел промежуточный итог изучения технологических особенностей фресок Успенского собора. Изучение их при помощи микроскопа и макросъемки позволили сделать выводы о трех иконописцах, работавших над их созданием. Дальнейшее уточнение авторства возможно при аналогичном изучении близких по времени памятников станковой и монументальной русской иконописи.

Особо ценным стало выступление доктора исторических наук В. А. Кучкина, видного российского историка, возглавляющего Центр по истории Древней Руси Института российской истории РАН. Его доклад был посвящен источниковедческому анализу важного документа начала XV века – Списку русских городов дальних и ближних, в котором упоминается и Звенигород.

Сотрудница Института археологии Ольга Глазунова рассказала о находке в Солодовых палатах Ново-Иерусалимского монастыря горна XVII века, а также большого количества предметов изразцового производства. Среди них присутствуют изразцы, воспроизводящие сцену охоту на медведя, как известно, непосредственно связанную со Звенигородом.

Продолжил археологическую тематику сотрудник Звенигородского музея Александр Лазукин, который сделал обобщающее работу о всех известных монетных и вещевых кладах, найденных на территории Звенигорода и Одинцовского района.

Доклад сотрудницы музея В. А. Кондрашиной был посвящен литературной и издательской деятельности П. А. Берса – брата супруги Л. Н. Толстого, который недолго исполнял должность Звенигородского уездного исправника (1882–1883).

Сотрудница издательства «Гелиос АРВ» Юлия Королева в своем сообщении предложила емкий обзор материалов о пребывании в Звенигороде и его окрестностях художников-передвижников.

Последним докладом конференции стал доклад Дмитрия Седова. Он был посвящен зданию манежа – одному из старейших сооружений XIX века в Звенигороде. Манеж был построен в 1830-х годах как хозяйственная постройка: ранние источники называют его соляным или винным подвалом. Долгие годы, с 1860-х годов по 1894 год, манеж не использовался по своему первоначальному назначению и находился в аварийном состоянии. Предпринимались попытки передачи здания военному ведомству для устройства в нем казарм, но эти намерения не были осуществлены. После ремонта, произведенного в 1894-1895 годах, манеж стал главной культурной площадкой города. С этого времени в его стенах располагался театр и кинотеатр, а в будущем, надеемся, здание будет приспособлено под экспозиционные нужды Звенигородского музея.

Дмитрий Седов

Саввинские чтения 2014

Саввинские чтения 2014

Саввинские чтения 2014

Саввинские чтения 2014

Саввинские чтения 2014